Все, кто решил инвестировать на фондовом рынке, рассчитывают на прибыль. Некоторые инвесторы терпеливо ждут дивидендов. Другие, решительные, больше ценят быструю прибыль за относительно короткое время. Участие в IPO дает возможность для обоих типов инвестиций.
Что такое IPO на американской торговой площадке?
IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное размещение акций, завершающее длительный процесс вывода нового юридического лица на фондовую биржу. Этот тип выпуска акций позволяет компании получать капитал как от институциональных, так и от частных инвесторов. Американская фондовая биржа — одна из тех торговых площадок, где проходят самые крупные и известный выходы на IPO.
Процесс IPO всегда начинается с решения владельцев частных компаний вывести свои акции на свободный рынок. Самые громкие первые предложения на Уолл-стрит в Нью-Йорке были организованы стартапами, их рыночная стоимость оценивалась минимум в 1 миллиард долларов.
Любая компания, которая готова провести IPO на рынке США, должна подать заявку на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) и Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Оба эти учреждения исследуют рассматриваемую организацию и убеждаются, что она соответствует всем критериям авторизации на рынке.
Подготовка к IPO
Прежде чем частная компания дебютирует на NYSE, она должна подготовить прочную основу для выпуска. Ключевой вопрос на этом этапе — максимизировать стоимость компании, чтобы сделать ее максимально привлекательной для акционеров. Для этого в правлении работают опытные менеджеры, успешно подготовившиеся к IPO.
Следующим шагом является аудит процессов и правил в организации. Выводы исследования служат укреплению корпоративного управления и прозрачности компании. В то же время компания должна постоянно разрабатывать и выстраивать эффективную бизнес-стратегию, которая убедит потенциальных инвесторов в том, что в будущем она может стать еще более прибыльной. Этот этап обычно занимает около двух лет.
Первые проблемы на широком финансовом рынке
В ходе IPO первые собственники компании продают часть ее публичным инвесторам. Это делается через процесс андеррайтинга. Компания, заинтересованная в выходе на фондовой бирже, ведет переговоры о продаже своих акций с одним или несколькими инвестиционными банками, которые выступают в качестве гаранта предложения.
Банки в первую очередь обращаются к институциональным инвесторам, крупным банкам и компаниям, предоставляющим финансовые услуги. Они предлагают своим наиболее важным клиентам новые выпуски акций. Затем андеррайтеры продают свои акции более широкой группе инвесторов на открытых рынках.
Часто во время IPO стоимость акций стремительно растет. Затем андеррайтеры, желая реализовать свою прибыль, «выбрасывают» свои акции на рынок. Избыточное предложение акций может снизить их рыночную стоимость и, таким образом, вызвать колебания цен.
Звездный год IPO
Инвесторы с Уолл-стрит, купившие акции дебютных компаний по ценам IPO в 2020 году, зафиксировали огромную прибыль. По оценкам аналитиков Reuters, их рыночная стоимость в рамках IPO или прямого листинга увеличилась в среднем на 75%. Airbnb оказался звездой прошлогоднего IPO на NYSE. Первоначальная цена размещенных акций была установлена на уровне 68 долларов США. В день открытия торгов цена их акций выросла более чем вдвое, в результате чего рыночная стоимость составила 100 миллиардов долларов. Как лидер в сфере размещения, Airbnb стал синонимом «горячих IPO».
В 2020 году Snowflake стала еще одной иконой Нью-Йоркской фондовой биржи. Компания предлагает облачную службу хранения и анализа данных, также известную как облачное хранилище данных. Акции производителя программного обеспечения были оценены в ходе IPO в 120 долларов. В день выхода, акции выросли более чем вдвое, и одна только Snowflake собрала рекордные 3,9 миллиарда долларов.
В рамках IPO этого года заслуживает внимания дебют еще одной компании UiPath, которая является мировым поставщиком программного обеспечения для автоматизации роботизированных процессов. В ходе апрельского IPO акции компании выросли на 23%. Инвесторы, участвующие в IPO, привлекли 1,34 миллиарда долларов. UiPath вышел на рынок в то время, когда потребность в автоматизации операций в финансовых, кадровых и юридических отделах всех отраслей все больше и больше растет.
Средняя доходность IPO на 2020 год составляет 51%, но, исходя из цен закрытия после первых торговых дней, она снижается до 13%. Однако эти данные не должны никого отговаривать от инвестирования. Легендарный Бенджамин Грэм, инвестиционный наставник Уоррена Баффета, утверждал, что IPO не для слабонервных или неопытных игроков. Первые публичные предложения предназначены как для терпеливых инвесторов, так и для тех, кто склонен к большему риску. Те, кто планируют свои инвестиции в долгосрочной перспективе, не подвержены влиянию лестных новостей и обращают больше внимания на реальное финансовое положение компании, чем на ее общественный имидж.
Предстоящие инвестиционные возможности
Среди предстоящих IPO особого внимания заслуживает американский провайдер услуг онлайн-платежей Stripe. После того, как Inc.com признал компанию одним из двенадцати самых влиятельных стартапов последнего десятилетия, многие инвесторы ждут его IPO.
Stripe была основана в 2010 году по инициативе двух братьев Коллисон: Джона и Патрика. За десять лет своего существования компания приобрела большую группу постоянных клиентов по всему миру. В их число входят как небольшие стартапы, так и крупные корпорации, такие как Lyft, Target, Zoom, Just Eat, NBC Media Group и Salesforce. Тем не менее, компания все время ориентируется на развитие. В 2020 году Stripe приобрела нигерийского поставщика платежных услуг Paystack. Стоимость сделки составила 200 миллионов долларов.
В ходе последнего инвестиционного раунда в сентябре 2019 года компания привлекла 600 миллионов долларов. За год стоимость Stripe выросла почти вдвое, достигнув в апреле 2020 года оценки в 36 миллиардов долларов. По оценкам некоторых экспертов, IPO компании может принести от 45 до 100 миллиардов долларов.
Databricks — еще один стартап из индустрии высоких технологий. По оценкам, эта компания, поддерживаемая такими гигантами, как Google, Microsoft и Amazon, стоит около 28 миллиардов долларов. Microsoft использует программное обеспечение Databricks в популярной облачной платформе Microsoft Azure.
Основателями компании являются те же люди, которые стоят за аналитической структурой Apache Spark в Калифорнийском университете в Беркли. Компания Databricks, основанная в 2013 году, занимается разработкой программного обеспечения для быстрой обработки больших объемов данных. IPO его основного конкурента, Snowflake, привело к увеличению его стоимости на 171%.
Прошлый год был чрезвычайно успешным для Databricks: прогноз годовой прибыли вырос с 200 до 350 миллионов долларов. В рамках предварительной подготовки к IPO компания привлекла 900 млн долларов для инвестиций. В настоящее время Databricks является одной из самых рейтинговых частных технологических компаний.
Oatly, шведский производитель овсяного молока, йогурта и мороженого, также готовится к IPO на NASDAQ. В июле 2020 года общий капитал компании оценивался в 2 миллиарда долларов.
Компания, существующая с 1994 года, имеет очень диверсифицированную систему продаж своей продукции в 20 странах мира. Овсяное молоко можно купить как в крупных торговых сетях и небольших магазинах с натуральными продуктами премиум-класса, так и в Интернете. Oatly работает с местными кофейнями, такими как мировые бренды, такие как Starbucks. По состоянию на конец 2020 года продукция Oatly продавалась в 60 000 магазинов и 32 000 кофеен.
Подходит ли IPO всем?
Инвестирование в IPO — это вызов, который может принять каждый и получить высокую прибыль. Самый простой способ сделать это — воспользоваться услугами проверенного брокера. Выбор брокера всегда за вами!